Отзывы Ильи Пивоварова на рассказы конкурса "Эмбрион"

Илья Пивоваров прочитал все рассказы конкурса боди-хоррора "Эмбрион", чтобы выбрать лучшие на его взгляд работы во второй выпуск аудиосборника "Новая плоть". Первый имел оглушительный успех, вы можете прослушать его здесь.

Илья прошелся отзывами по всем рассказам и в конце подвёл итоги, какие рассказы он возьмёт в сборник. Итоги размещены в самом конце этой протяженной страницы.  

«Они и мы»

Рассказ об эпидемии, которая превращает людей в деревья из крови. Сам образ классный, но описан парой строк, приходится самому рисовать картинку в голове. Здесь был бы уместен экологический месседж (мол, раз люди вырубают леса, пусть сами пустят корни), но его нет. Вместо сюжета – хроника событий, поданная очень сумбурно и пресно. Есть проблемы с логикой – учёные заметили, что люди активнее мутируют, если собираются толпами. Поэтому самые богатые решили убраться с планеты подобру-поздорову, собрались вместе (!) и улетели на кораблях, мутировать в космосе, видимо. В общем, не понравился. 

«Амброзия»

С первых строк возникают вопросы. Почему только Лизин отец нанял сыщика? Где были остальные родители, почему не заявили в полицию о пропаже детей? Зачем Лексу выдумывать легенду, отправляясь на поиски? 
«Мелкие детали не выходили из головы: дерганная улыбка старухи, пугливый взгляд беременной, переглядывание остальных женщин.» // В деревне стар и млад ходит с зеленоватыми наростами на лице и груди, а Александр даже не интересуется этим? Фигового сыщика батя нанял. 
«Нет. Не было, – отрывисто каркнул священник, – никто не приезжал». // 
«Часы на запястье. Слишком новомодные и дорогие для бедного священника.» // Никакой интриги. 
«Детектив ясно видел трепетание листьев, словно они переговаривались между собой. Луна сквозь тучи касалась земли лучами, а трава… нет, скорее сорняки. Они удивительно качались. Лево-право-назад. Лево-право-лево-вперед. Но стоило сосредоточить взгляд, как они замирали в неестественной позе.» // Детектив пытается вскрыть замок. Далее: «Люди в рясах оберулись. Лекса прикрыл замок рукой». И это сработало! Гениально! В общем, уморительный рассказ. Но в сборник не возьму. 

«Бабушка на раскалённой сковороде»

Название подошло бы для какой-нибудь короткометражки Ллойда Кауфмана. А рассказ в целом серьёзный, и написан неплохо. 
Финальный твист не удался. Ведь по сюжету сначала должен киллер прийти, так почему его опережают внуки? Объяснение вроде имеется, но оно какое-то неубедительное. В общем, рассказ неплохой, но его надо переделывать. Придумать адекватное название, сделать сюжетный поворот действительно неожиданным. В нынешнем виде в сборник не возьму. 

«Безбилетник»

Вы любите современное искусство, все эти так называемые «инсталляции»? Признаюсь, я не люблю. Не люблю вычурное, крикливое, ненастоящее. Этот рассказ – поток сознания, в котором главенствует мысль «Овтсрадусог пьёт мою кровь». Получилась бы отличная инсталляция. 
Пара цитат: 
«Вспыхнув на миг, на одно лишь короткое мгновение, из слезящихся глаз вылетает птичка, а трамвай с его мерзкими пассажирами и текущим по трубам Заветным Красным становится блестящей фотокарточкой в альбоме моей памяти». 
«Такого никогда не случалось раньше. Причина была снаружи, следствие – внутри, в животе неведомая сила разгибала прутья длинных чешуйчатых хвостов моего страха. Я привык к хвостам и их шипам, я привык к вечному, как сам этот непостижимый мир, страху, который настигнет меня в трамвае или под одеялом. Но это… это другое. Л… лю… любопы… Любопытство?» 
И боди-хоррора здесь нет. Не беру. 

«Чёрный человек»

Начинается рассказ так: 
«Джулия проснулась среди ночи от резкого стука в дверь. Через окно в комнату врывались оранжевые всполохи мигалок автомобиля спасательной службы. Хельмут уже встал, накинул халат и направился в прихожую». // И имя ребёнка под стать – Христиан. Потом возникает ещё один персонаж по имени Даниэль Жильерон. Думаю, комментарии излишни. 
Автор явно ошибся конкурсом, потому как жанр рассказа – приключенческий детектив. Боди-хоррора здесь и в помине нет.

«Чёрный рыцарь»

Написано неплохо, да и история занятная. Однако, технически это не боди-хоррор, скорее фэнтези плюс вторжение похитителей тел. Так что буду думать, брать или не стоит. 

«Гемо-особь»

Название интригует, да. Однако, заметил одну вещь: когда рассказ написан грамотно, без ошибок, то и сама история увлекает. А здесь, например, уже в первом предложении лампочка «подмигивает» - именно так, с кавычками. Зачем они нужны? И дальше с ними та же беда - часто употребляются не к месту. С подачей тоже проблемы. Например, момент, когда Стас теряет интерес к обычной пище, в рассказе обыгран так: когда мальчик начал принимать новое лекарство, он совсем потерял аппетит - совсем - но ВНЕЗАПНО понял, что хочет человеков кушать. При этом он не ужасается тому, что становится людоедом, не удивляется новым вкусовым предпочтениям. Так что, по сути, имеем не боди-хоррор, а вампирскую прозу. В сборник не беру.

«Город лжи»

Антиутопия с небольшим вкраплением боди-хоррора - у одной из жительниц города-государства в глазу прорастает неизвестно как попавшее туда семя. Откуда оно взялось, как связано с мнимым сумасшествием героя, что это всё значит? Непонятно. В сборник не беру. 

«Homo Sylvanus»

Классный рассказ. Беру. 

«История двух писателей»

В самом начале истории начинающий писатель жалуется, что его рассказы не принимает некий журнал. Хммммм… «Редактору лучше взять писателя с именем, чем новичка, вот и все дела». Хммммммммммм… 

«На пятом курсе Дима, закончив роман, отправил его в крупное издательство, с уверенностью, что уже теперь-то дорога «в печать» ему обеспечена». // А кавычки зачем? 
«Рукопись вспыхнула в его руках, Дима, со вскриком, отшатнулся». // Лишние запятые зачем? 
«Дима вперил яростный взгляд в незнакомца. Хотелось вытолкать его в зашей» // «Гнать взашей» - говорят, а «вытолкать в зашей» - нет. 
«Плакала дочь. Рассказ, который до этого полз улиткой, окончательно стал». // Чем или кем, интересно, стал? 
«Покачивание не помогало, а после применения антисептика количество децибел грозило увеличиться в несколько раз». // Отглагольные существительные (читай, канцелярит) убивают литературный текст. Максим Ильяхов в «Пиши, сокращай» даёт дельные советы, как от них избавиться. 
И так далее, и так далее… 
Самое интересное, что история мне понравилась. Но ошибкам конца-краю нет. Возьму в сборник, но при условии, что текст отредактируете.

«Как комарик укусит»

Не рассказ, а сжатое вступление к роману со счастливым концом - герой бросил курить. Не понравилось вступление (два взрослых мужика соглашаются на неизвестную прививку) и финал. Из середины мог бы вырасти отличный образчик боди-хоррора, но вместо этого зачах и умер. Брать в сборник или не стоит? Буду думать. 

«Каркас для слабака»

Рассказ - тот же «Про Ёжика» Дмитрия Квашнина, только более мрачный. И написан за неделю или меньше. Но есть в нём что-то... некая сумасшедшинка, что ли. Хотелось бы взять, но автору хорошо бы отредактировать текст.

«Катакомбы» 

Круто, но телесных деформаций кот наплакал. Буду думать. 

«Корочки»

Фу! Какой омерзительно-прекрасный рассказ! Боди-хоррор, личинки, секс, матюги. Автор, отправьте «Корочки» Князеву, то-то он порадуется. 

«Леденцы»

Неплохой, но место ему на конкурсе историй о призраках. 

«Лишний»

Бади-камеди это, а не хоррор. Буду думать.

«Ловец жемчуга»

Занятная история, но она похоронена под грудой тяжеловесных метафор и прочих образных средств. Ошибок тоже немало. К тому же, автор путается во временах - то и дело перескакивает с прошедшего на настоящее и обратно. Вот и не знаю, брать или нет.

«Метёлка»

Неплохой ужастик об опасностях, которые могут поджидать туриста в чужой стране. Поначалу автор рисует небрежными мазками, но затем добавляет всё больше деталей в картину кошмара. И всё бы хорошо, если б не три момента. Первый - прозвище девушки, «Метёлка». Как-то оно не вяжется с Лениной внешностью (складывается ощущение, что девушка некрасивая, с вечно растрёпанными волосами), да и мелькает постоянно - Метёлка то, Метёлка сё. Второй момент - концовка: «Тёма не обратился в полицию, но Метёлка навсегда будет для него Единственной Любовью». Ну и третий - написано не очень грамотно. Может, хороший редактор всё исправит, а может и скажет: «Достало. Правьте сами».

«Мондрагон»
История о племени рыболюдей, которых обращают в себе подобных пришельцы - «безволосые создания с белой кожей». Подобно рассказу «Как комарик укусит», «Мондрагон» больше похож на беглый пересказ завязки романа. Увы, не беру.

«Некропроект»

Мистер и миссис Смит встречают зомби. Или, по-толерантному, «немёртвых». Рассказ написан просто, но увлекает с первых строк. Единственное «но» - «Некропроект» не соответствует теме конкурса.
К слову, боди-хоррор с уклоном в зомби-тематику представлен в фильмах «Заражённая» и «Танатоморфоз».

«Неокортекс»

Похоже на один рассказ Чайны Мьевиля из сборника «В поисках Джейка», но в целом недурно. Правда, концовка немного слита, ну и чёрт с ней. В полку кандидатов прибыло.

«Пещеры»

Трое девушек отправляются в пещеру, где год назад нашли обглоданные скелеты пропавших мальчишек. Дескать, дикие животные в тех местах водятся. Не каждый парень на такую авантюру согласится, а уж девушки более благоразумны. Не верю! Но пойдём дальше. 
У каждой девочки есть имя, но нет индивидуальности. Через пару страниц я перестал понимать, who is who, и стал читать дальше. Всё равно девочек не жалко. 
Твист с Мариной просчитывается сразу же, благо, намёков предостаточно. Стоило ли ради этого поворота огород городить? Не знаю... В целом, очень слабо. 

«Паразиты»

«Света и Леся нагнулись над поверхностью воды и поласкали огурцы и помидоры» // Огурцы разбухли и покраснели. 
«Будто раскалённую спицу прямо в уретру воткнули» // Это такое ходовое слово - «уретра». Даже школьники знают. 
А вообще, я ждал, когда же будет рассказ про член. Дождался... Поначалу читается неплохо, хотя можно было бы начать прямо со сцены в озере - история бы только выиграла. Дальше действие несётся вскачь, и до самого конца идёт череда скупо выписанных эпизодов. Не беру. 

P.S.: пока писал отзыв, появилась идея: мертвячка кусает парня за причиндал, и член медленно, но неотвратимо превращается в зомби... 

«Ночь уродов настанет!»

Классно: автор сразу же взял быка за рога: в первом же абзаце читаем про девушку с тремя вагинами и мальчика Краба. Прозвище мальчику можно и другое придумать, а то возникают ассоциации с «Американской историей ужасов: Фрик-шоу». Если руки реально похожи на снеговые лопаты, то и кличка пусть будет соответствующей. 
«Присоска нырнула ладошкой в декольте, пошарила меж пышных грудей и выудила увесистый кисет». // видать, груди были очень пышные. 
«Когда мы сбежали из детдома, мне было столько же, сколько и тебе сейчас» и далее по тексту. // Лично мне кажется, что эти воспоминания – лишние, и звучат натужно. Лучше написать об этом чуть ранее, в самом тексте, а реплику Присоски начать с «Все говорят про эту Ночь Уродов». Заодно сестра сразу ответит на вопрос брата. 
«Краб был дьявольски быстр: оставшиеся трое полицаев от неожиданности впали в ступор». // Глупые стражи порядка – тот ещё штамп. В городе, где болдыри стали привычным явлением, стражи порядка должны быть всегда настороже. 
«– Быстрее! – голос Присоски срывался на петухов. – Клозет, Краб, сломай его». // бедные петухи, кто на них только не срывается. 
Развязка наступила раньше времени, но это не страшно. Такой момент: ранее Цверг говорит Крабу, что отцы принимают не всех болдырей, мол, в них много человеческой крови. Но когда Краб сам находит их, его не отвергают. Может, переписать этот диалог? 
Вердикт: второе твёрдое «ДА». 

«Обречённая на месть»

«Открылась дверь, пахнуло смрадом гниения, переступив порог, вошли четыре человека. Двое встали справа от двери в чистый полукруг пола, окантованный узорами темно бордовой засохшей крови. Двое других оказались смельчаками тот, что старше выглядел мрачно никаких видимых эмоций на лице. Зрелище неприятное, но мужчина стоял ровно, даже безмятежно возвышаясь над разорванными телами. Вкрадчиво осматриваясь, сделав два шага остановился. Наморщенный лоб и прищур глаз слегка выдавали любопытство, захватившее человека повидавшего многое, доказательством являлись шрамы на лице. Три дня назад утром хозяин таверны обнаружил тела не рискнув заходить, обратился к старшине деревни. На такой случай были четкие правила. Такие ужасные вещи могло сотворить только чудовище. В таверну нельзя некому заходить, и надлежало незамедлительно вызвать охотников. До ближайшего лагеря убийц чудовищ было десять суток, но гонцу повезло в ближайшем городе, он встретил охотников. Спустя трое суток они стояли в куче трупов начинающих разлагаться из-за стоящей не естественной жары». // если бы этот абзац был веткой, то её стоило бы потрясти хорошенько, чтобы стряхнуть ошибки. Весь текст такой. 
«Сухие потрескавшиеся деревья похожие на столбы для повешенья расположились ромбом, обхватывая уступ смотрящий вниз». // не складывается картинка в голове. 
Про меня тут писали, дескать, читаю по диагонали. Каюсь, очень хотелось конкретно этот рассказ не дочитывать. Но доковылял до финала кое-как. В сборник не беру.

«Пигги»

Завязка, как у фильма «Не дыши» - трое грабителей решают ограбить старика, чей дом находится на отшибе. 
«Мой подельник так нарвался на безумного немца. Тот сказал, что спрятал в подвале все сбережения, а на самом деле устроил ловушку. Вот так раз - и нет человека». // Кхм, а тогда как сам рассказчик об этом узнал? 
История про старика, прячущего в доме чудовище, относится к боди-хоррору очень условно. В сборник не беру. 

«Побочный эффект»

На Егора, главного героя этого рассказа, нападают трое парней. Как удачно, что поблизости располагается лаборатория по биопротезированию. Егору, у которого сломана каждая кость в теле (!), полностью меняют скелет. И вроде бы всё хорошо, но новый каркас плохо приживается, из-за чего пациенту должны колоть вещество с побочным эффектом. 
Протез даёт Егору невероятную силу (привет «Терминатору»), благодаря чему тот сбегает. Дальше начинаются проблемы с логикой. Почему на военной базе нет подобающей охраны? Почему они не ищут беглеца и не следят за Максимом, зная, что Егор рано или поздно побнжит к брату? Ближе к концу и вовсе имеем диалог примерно такого содержания: 
«- Я хочу разнести базу к чёртовой матери! Сделай бомбу. 
- Но как? Сам подумай... 
- Ты же программист, придумай что-нибудь.» 
В общем, задумка интересная, хоть и балансирует между «Терминатором» и «Скелетом» Брэдбери. Есть неплохие сцены - совместная жизнь с Ликой, месть обидчикам. Но в целом, надо работать над сюжетом. Да, и концовка кажется оборванной. 

«Поезд следует без остановок» 

Поначалу думал, что читаю русскую версию «Полночного поезда с мясом» (похожий рассказ есть и у Кристофера Фаулера, но не помню названия). В принципе, так и оказалось, за исключением того, что пассажиров перерабатывает сам поезд. 
Несколько замечаний по тексту: 
1) эпизод, когда поезд останавливается, совершенно не нужен, на мой взгляд. Благо, Юра мог проснуться от шума из соседнего купе (драки амбалов с шумной троицей, например). 
2) может, быть глотка будет только в головном вагоне? Иначе зачем эти заморочки с вагоном-рестораном и визитами в купе? Поезд мог поглотить пассажиров с самого начала. 
3) официанты-хепри (термин Чайны Мьевиля) как-то не вяжутся ни с плотоядным поездом, ни с боди-хоррором вообще. Может, это будут мутанты? Можно и людей оставить. 
4) По канонам жанра, поезду следовало бы, скорее, перерабатывать людей, делать их частью себя. Правда, пассажиров для этого следует оставлять в живых. Что из этого следует? а) вагон-ресторан совершенно лишний (как и ассоциации с баркеровским рассказом); б) эпизод с остановкой точно можно убрать; в) сохранится интрига - что же там делают с пассажирами в головном вагоне? Убивают, едят, разделывают на органы? Тут можно небольшие «приветы» знаменитым ужастикам про поезда вставить. Как думаете, автор? Переработаете рассказ? Ход за вами. 

«Рыба, способная поглотить лодку»

Такое ощущение, что рассказ опоздал на «Трещины», настолько он лавкрафтиански-вандермееровский. Но боди-хоррор здесь есть. И головоломный сюжет. Мне нравится. Третье однозначное «Да». 

«Сексуальный агрессор из параллельного измерения»

Эд Вуд одобряэ. 
Читаешь тут трешовый рассказ, ржёшь в голос, и вдруг: «Его сознание пожрало слепящая пламя». Пожрало. Слепящая. И далее: «Почти половину светового дня он провёл в офисе чародейки». Светового, значит... 
Мало того, за сюжетным твистом, когда, казалось бы, истории пора завершиться, следует ещё одна концовка, нужная истории, как третья рука обезьяне. Увы, в таком виде не беру. 

«Шестой зуб»

Недурно, весьма и весьма. Но вот что непонятно: Оксана вроде бы находится в Италии, а врач говорит по-русски. Я правильно понял, что стоматолог – это её воспоминание? Так или иначе, четвёртое «Да». 

«Школа выживания»

Опять проблемы с кавычками. 
«Этакая добровольная подопытная «мышка», которую «юзали» во благо людей». // ну вот не нужны они здесь. 
«У такого лезвия «хватило духу» и нажима, чтобы «под чистую» снести головы всему первому выпуску Школы Само». // а здесь и «подчистую» пишется слитно. И так далее. 
«– И ты решил подавить страх, прыгая, как макака, по крышам, – неожиданно резко сказал директор и росчерком пера принял Данилу в ряды умелых самоубийц. 
– Не только по крышам, – Данила улыбнулся, игнорируя тон директора. – Перед тем, как попасть к вам, мы покоряли мосты…» // благодаря «Тринадцатому району» и «Ямакаси» может сложиться впечатление, что паркурщики только по крышам и скачут. Ан нет, ещё и по мостам. 
«Дочка директора попала на больничную койку после «забега» на небоскреб и уже год лежала с переломанным позвоночником и травмой черепа. Единственная красавица дочь…» // С какого этажа упала дочка, раз так легко отделалась? 
«Данила знал, что его внешность от смешанного брака производила впечатление на женский пол, и часто пользовался «южным очарованием» в своих целях». // Горячий кавказский парень по имени Данила. 
До этого момента самый молчаливый член группы не проявлял к новичку интереса, поэтому появление «прокаченного в бицепсах» члена группы Данилу немного обеспокоило. // Да, когда появляется член, да ещё дважды, да ещё «прокаченный в бицепцах», стоит побеспокоиться. 
«– С одной стороны, нас учат суициду, чтобы мы, «сорвавшись», могли четко выполнить задуманное, с другой – пытаются отвратить от подобных мыслей… Зомбируют страхом». // Ранее ребят учат убивать куриц. А ещё в хосписы направляют, на людях потренироваться. Клуб убийц какой-то. Кстати, а где же тут боди-хоррор? 
«Забей на него, он визуальный бабник, а так типичный однолюб». // после этого предложения Word почему-то выдал следующее сообщение (картинка прикреплена к посту). 
И да, рассказ к хоррору не относится. 

«Система»

«Типы, которые хотели спустить под откос пассажирский поезд, подсели ко мне в купе на станции Ишим. Это где-то за Тюменью» // Редкий писатель осмеливается заспойлерить сюжет в первом же предложении. Хотя потом хитрец-автор обманывает читателя.

«– Вот дерьмо! Дерьмо в квадрате! В кубе…» // Возьму ругательство на вооружение и буду так оценивать каждый плохой рассказ. 
«Тягучую, неприятную атмосферу сразила насмерть открытая улыбка работницы ОАО «РЖД». // На конкурс пробрался продакт-плейсмент… 
«Копытами заканчивались обе мохнатые козлиные ноги, уходившие чуть ниже колен под фирменную юбку ОАО «РЖД». // Ага, и чёрный пиар есть. Не купить ли билет куда-нибудь? 
«Два поезда образовали тридцатиметровую гору из покорёженного метала, угля и тел. Не выжил никто». // Физика? Логика? Не слышал. 
В общем, рассказ тоже опоздал на «Трещины». Судите сами: двое мужчин, у которых из пальцев вылезают живые провода, обезвреживают чертей, прикинувшихся сотрудниками ОАО «РЖД». Слуги Сатаны, в свою очередь, хотят отправить всех пассажиров прямиком в ад. Поезд отращивает металлические конечности и, превратившись в исполинскую многоножку, сходит с рельс. А чтобы рассказчик не сидел на месте, его инициируют: 
«Вадим набил какую-то команду на своём айфоне, поднёс устройство к моему и быстро отстранился. 
Не успел я слова нецензурного молвить, как мобильник опалил ладонь, подскочил и, ловко работая возникшими по краям проводами, взлетел по рукаву рубашки к горлу». // Хм, где-то я уже встречал такие мобильники. 
«Так, вчетвером, мы и вошли в помещение с топкой – массивной, пышущей жаром печью. Вместо питающего её углём помощника машиниста и кочегара лопатами орудовало огромное, под потолок, существо шарообразной формы с шестью руками». // И поезд похожий встречал, с глоткой на месте топки. 
«Так как родного тела у меня, увы, больше не было – подарили роботизированное, по типу того, в котором Вадим подсел ко мне в купе на станции Ишим. С той поры в нем и работаю здесь, в Казанском отделении Системы: взламываю переговоры приспешников Сатаны, предотвращаю кражи людских душ, сплетничаю во время перекуров с коллегами». // Хэппи-энд! 
В сборник не возьму, но рассказ увлекательный, позитивный. Автор, пишите дальше. Может, русский Дэвид Вонг из вас вырастет. 

«Слизь»

«Навстречу шла баба Зина — горбатая, вредная старуха с полнейшим маразмом рассудка». // Первый тревожный звоночек, что с рассказом не всё в порядке. 
«Незнакомцем оказался сосед Игнат, почему-то абсолютно голый, но удивляло Василия не это». // Меня бы удивило. 
В целом, задумка неплохая – мужчина возвращается домой, где почти каждый житель превратился в слизняка. Есть пара по-хорошему мерзких моментов, которые бы оценили по достоинству и Шон Хатсон, и Джеймс Ганн. Но мне рассказ не понравился. Вкусовщина, что поделаешь. 

«Спуск»

Марк, директор горнодобывающей компании, отправляется искать пропавших исследователей, что пропали в воронке на Ямале. Вообще, ходовой такой штамп. Если вам предложат нечто подобное, оказывайтесь, не раздумывая. 
«Но какие-то неведомые силы заставляли его каждое утро вставать с кровати, идти на балкон, поджигать первую сигарету и курить, глядя в серое Питерское небо». // Жители Питера знают, что в «питерском небе» заглавные буквы не нужны. 
«Держи, твой кофе, специально в Старбаксе взял». // Снова продакт-плейсмент. Ладно, шучу. Аэропорты и «Старбакс» - это же как H2 и О. 
Проблема этого рассказа в том, что он затянут. В открывающей сцене Марк грустит из-за развода, в следующей – из-за того, что отца сбила машина. 
«Кажется, Дмитрий обрадовался, что приятель сменил тему». // Читатель солидарен с Дмитрием. 
Далее: Дима рассказывает Марку, что у одного из участников экспедиции была собака, которая отведала какой-то жижи со стены и стала бросаться на людей. А укушенный собакой отправился вместе с группой, и та пропала.
«Нет, это совсем не смешно. Конечно, укушенный ни при чём. В пещерах и без зомби-упырей хватает опасностей. Реальных». // Однако, в пещере ребята встречают именно зомбоупырей.
«В результате решили ограничиться следующим набором: 2 кислородных баллона, 2 маски, верёвка, 2 шлема, фляжки, фонари, кирка, химические световые элементы, 2 персональные аптечки, аварийные элементы освещения и сухой паек». // У нас было два кислородных баллона, две маски, верёвка, два шлема, фляжки, фонари, кирка, а также химические световые элементы, две аптечки и аварийные элементы освещения. Не то, чтобы это всё было нужно для сюжете, но раз начал коллекционировать дурь, то иди до конца. Единственное, что беспокоило меня - это сухой паёк. В мире нет ничего более жалкого и беспомощного, чем сухпаёк. Но я знал: рано или поздно мы подсядем на эту хрень.
Меж тем, уже половина рассказа миновала, а боди-хоррора так и нет.
«Я руководитель компании, между прочим. Мог спокойно сидеть у себя в кабинете, подписывать документы и в ус не дуть». // А ведь любой руководитель компании именно так бы и поступил!
И да, рассказ тоже не на тот конкурс попал.

«Зверь на ринге» 

Автор, а Александром Варго стать не хотите? Благо, и рассказ под стать - простой и кровавый. 
Лично мне рассказ показался пресным. Предсказуемый сюжет можно компенсировать либо красивым слогом, либо наоборот - сочной жестью в духе Лаймона и прочей сплаттерпанковской братии. Буду думать. 

«Вывихнутый»

Пятое «Да». Сократить бы все эти повторы про Наташку с ребёнком и гопников, но в принципе, и так нормально. 

«Выродок» 

Мрачноватая фантастика в духе Саймона Логана. Но к «телесным ужасам» относится условно: у Урри, главного героя, на руке есть шестой палец; Авроре пришили вторую пару рук и жабры; город, над которым пролетает флаер (у Булычёва взяли словечко?), населён мутантами. Телесное есть, ужасов нет. Биопанком тоже не назвал бы. В общем, неплохо, но не то. 

«Встань и люби»

«Теперь я знаю - грязная смятая купюра с изображением Сковороды заставит сторожа улыбнуться». // Воображение рисует Стулолицего из «Тика-героя», но со сковородкой вместо головы. 
«На руках - кровавые мозоли, саднящие даже несмотря на работу анестезиолога Мороза». // Как объяснить, что не так с этим предложением? Представим, что текст - это женщина, а метафора - это сережки, кольца или бусы. Одни женщины выбирают украшения со вкусом, дабы подчеркнуть свою красоту. Другие одеваются в кричащие одежды, нацепляют побрякушки и... нередко остаются одни, потому как их яркие цвета говорят: «Опасность! Спасайся!». Я же, как и большинство читателей, вожделею женщину без одежды, историю в чистом виде. 
К чему я это? К тому, что выражения наподобие «анестезиолога Мороза» - это не побрякушки даже, а словесные чирьи. Или трупные пятна, если уж на то пошло. Автор, не уродуйте своих женщин. 
Что насчёт рассказа? Это самая лучшая некрофильская история из тех, что я читал. Но при этом а) к боди-хоррору она не относится, б) хорошо бы убрать все ненужные словесные побрякушки. Вот тогда, автор, вашей женщиной залюбуются, хоть она далеко и не первой свежести.

«Стагнация»

Олег, недовольный жизнью мужик, спускается по лестнице в собственном подъезде, как вдруг та начинает рушиться. Он попадает в подвал, в дальнем конце которого видит человека, похожего на ящера. Незнакомец заявляет Олегу: чтобы пройти дальше, нужно поделиться частью себя. Герой почти не сопротивляется, а вместо этого позволяет человекоящеру вырвать свои зубы, а потом сам отрезает себе палец. И идёт домой, где 
«Помогая себе оставшимися зубами, кое-как перевязал рану на руке». // Зубы – очень удобное средство для того, чтобы раны перевязывать. 
«Ну почему обрушение подъезда оказалось галлюцинацией, а его искалечение – нет?» // Ужасно. 
«Из полицейской машины вышли два офицера». // Это в американских фильмах из автомобиля могут выйти офицеры полиции, а в русской действительности – вряд ли. 
«– Кто знает, кого в ней везут? Может быть, тебе лишь кажется, что мы тут с тобой идём. А на самом деле ты сошёл с ума и тебя ждёт отдельная жилплощадь в психушке, а сам ты представляешь из себя всего лишь окровавленный огрызок?». // Довольно дешёвый приём – объяснять происходящее галлюцинациями/сумасшествием главного героя. 
Не понравился рассказ. 

«Там, где двое устоят»

Рассказ двух мутантов, выращенных в военной лаборатории. Оба влюбляются в одну из подопытных, и оба же отправляются за ней, когда её увозят. Кровь, расчленёнка и чёрный юмор прилагаются. Автору тоже можно пробоваться в Варго. А рассказ не боди-хоррорный, кстати. Вот. 

«Термоблокада»

Ага, тематика Второй Мировой. Опыты над заключёнными концлагерей прилагаются. Автор показывает два временных пласта. В 1945 году Борис спасается из ямы, куда сбрасывают мёртвые тела, и убегает в лес. В 1950-ом он спасает девушку, попавшую в беду, и отводит к себе в хижину. Оказывается, незнакомка приехала по его душу. 
Не знаю, почему, но читать скучно, хотя написано вполне себе. Есть проблемы с логикой, как, например, здесь: 
«Двое других ощутили на своих затылках чьи-то ледяные руки, и не успели даже ничего понять, как промёрзли насквозь и рассыпались осколками грязно-розовых льдинок». 
И почти сразу же: 
«Он повесил ей на шею автомат, подхватил её на руки». // … а опустил на землю уже ледяную статую. Но нет, девушка остаётся вполне себе живой, хотя противники продолжают и дальше рассыпаться в ледяную пыль. 
Тоже история не понравилась. 

«Тьма в конце тоннеля»

Автор сразу же бьёт читателя под дых: «Он не вернется. Инесса вдруг поняла это со всей ужасающей отчетливостью. Ее глаза, наполненные слезами, сияли в отблесках камина как два лесных озерца в лунную ночь». Здесь и страдания, характерные для любовных романов, и странное имя главгероини, и тяжеловесные метафоры. Господи, пусть минует меня чаша сия. 
«Пойду проверю, что там такое, – говорит Даниил и выходит в ночь, прихватив дробовик и низко надвинув свою любимую бейсболку». // Не миновала. Первый абзац у нас в прошедшем времени, второй – в настоящем. А дробовик (именно дробовик, даже не двустволка) – обычная вещь в русской семье. 
«Тот телевизионный репортаж, увиденный шесть месяцев назад, до сих пор стоял перед глазами – неохватный диск инопланетного корабля, нависший над городом, сноп света, низвергающийся с высоты, небоскребы, рушащиеся под напором белого пламени подобно кукольным домикам...» // «День независимости» - классный фильм, согласен. Посмотрел ещё в школе, а эту сцену до сих пор помню. 
«Даниил задолго до вторжения предвкушал, как они переедут сюда втроем, избавив себя от необходимости дышать едким городским воздухом и поглощать нечистую пищу». // Да уж, пищу ещё можно помыть, а вот от едкого воздуха никуда не деться. А ещё трёхглазые комары в форточку лезут, правда, слишком крупные, не пролезают. 
«Люди в белых халатах пытались убедить Инессу, что образы в ее голове – пустые зыбкие фантазии». // Так, опять всё происходит только в голове героини? Или нет? 
«Я и есть твой подлинный муж. Ты стала моей много лет назад, когда наши эксперименты только начались. Твое тело следовало подготовить должным образом, чтобы оно могло принять в себя семя Победителя». // Прояснилось. Привет другому фильму про инопланетян – «Жене астронавта». 
Дальше Инесса пытается сделать сама себе аборт, вонзив ножницы в живот, но терпит фиаско. Вместо того, чтобы умереть или хотя бы потерять сознание, она мужественно сражается с инопланетным эмбрионом. Тот побеждает и закусывает мамашей. Хэппи-энд! 
Эксплуатировать страхи, связанные с беременностью, – весьма удачная мысль, да только воплощена она как-то трешовенько. Не годится. 

«Тренажёр»

Васю в спортзал вызывает тренер – нужно срочно готовиться к соревнованиям. 
«— Новая? — Иваныч хапнул её большой породистой рукой с неостриженными ногтями». // Породистая рука – это как? Породистые лошади есть, собаки, но чтобы руки? 
«Тренер брезгливо отшвырнул каппу в раскрытую сумку». // Тут с термином ошиблись. Каппа – это и известный мем, и водяной из японской мифологии, а капа – защита для зубов. 
«Однако, он чувствовал, что с ним в паре стоит непривычный боксер». // Лучше переформулировать. 
«Повязка парила со страшной силой, как парит шапка или капюшон, в которых надо бегать, во время согнки веса, потому что пота из головы всегда выделяется в два раза больше, чем из остального тела». // Во-первых, не понимаю, что значит «согнка»? Может быть, «сгонка»? Я слышал про «сушку», и это более популярный термин, лучше его использовать. Во-вторых, энциклопедическая вставка смотрится топорно. Можно её вообще убрать, читатель и так догадается, зачем бегуну шапка или капюшон. 
«Удар ниже пояса. Вася не мог послать его с помощью мелким». // Не сразу понял, что имеется в виду. А вообще, разговорные выражения уместны только в репликах персонажей, и то не всегда, лучше осторожно их использовать. 
«Меня взял под крыло очень сильный тренер из нашей калужской области». // «Калужской» пишется с заглавной буквы. 
«Во-первых, в городе открылся фитнес, и поехал отток людей из клуба». // Яркий пример того, что и в речи не все разговорные выражения уместны. Любой человек поймёт, о чём речь, но мало-мальски ехидный редактор обязательно поинтересуется, куда поехал отток. 
«А у нас ни СДЮШОР, ничего». // Тоже сносочку хорошо бы. 
«Во время третьего круга работы на лапах, я сознание потерял от боли». // И здесь. 
История хороша, как боксёрская драма. У неё вполне понятный посыл, который поймут все, кто профессионально занимается спортом. Но она не пугает читателя. 

«Творение эпохи Вырождения»

Сюжет: на Чертаново падает метеорит (не слишком ли много внимания вокруг этого района в последнее время?), а между тем у пары геев рождается ребёнок. Оба события активно освещают в СМИ. Интересно, что в это же время наступает знаменитая Вальпургиева ночь… Смешались в кучу люди, кони. Никуда не годится. Нет. 

«Убийца из Тилершира»

«Дикки заглянул внутрь и поморщился. – Леди Вилберн тоже здесь. Её тело напоминает рубленый бифштекс. Ошибки быть не может, это сделал он – наш парень. 
Капитан Хейл спешился и подошёл к Дикки. 
– Хочешь сказать, что мы у него на хвосте?» // Когда персонажи говорят фразами из голливудских фильмов, это тревожный звоночек. 
«Этот мерзавец изуродовал их… изуродовал так, что мы хороним моих мальчиков с закрытыми лицами!» // Закрой ему лицо! Лицо закрой! 
В общем, не буду тратить своё и ваше время на этот рассказ. Думаю, на конкурсе он не прошёл и первого тура. Видать, соответствие заданной теме – непосильная для автора задача. 

«Уголь»

Рассказчик заперт в темнице, откуда может сбежать только в воспоминания или сны (где-то я уже встречал такое). Запутанный сюжет к финалу и вовсе разваливается, оставляя читателя гадать, что же это всё значило, и почему рассказ называется «Уголь». Не беру в сборник. 

«Ужас в глубинке»

«Этим утром на нашу деревню опустился туман… На всех он воздействовал по-разному: у кого-то "крышу сносило", у другого возникало состояние глубокой депрессии, у самых вечельчаков уже можно было не наблюдать и тени улыбки». // Привет Джеймсу Герберту. И Кингу заодно. 

И да, гигантский первый абзац можно было бы разбить на несколько мелких. 
«Дома я скурил практически целую пачку сигарет и выпив немалое количество кофе, а сон был беспокойным, кошмарным... 
Наутро я встал, распечатал новую пачку, достал сигарету, чиркнув зажигалкой, прикурил, вышел на крыльцо». // Вот откуда туман-то взялся)) 
« ...Мы шли по деревенской дрожки, мимо участков, домов, заборов и нас иногда сопровождал громкий собачий лай. Деревья и дома по пути вырастали из тумана и также исчезали в нём». // А ведь ранее говорится, что люди боялись даже нос на улицу показать. 
«Студова, порой, такие звуки доносяться, что аж прям до усрачки». // Это была попытка изобразить деревенскую речь или просто в тексте ошибок столько? 
«У меня резко подкосились ноги и над моей макушкой пролетела стайка летучих мышей из норы 
"бездонна тишина, 
я вслушивался в каждый шорох» // И, спустя строк двадцать: «Вот какой стишок пришёл мне в голову, когда я спустился в нору». Зачем это стихотворение здесь? 
Ещё всегда удивляло, как персонажи, чуть ли не в первый раз взяв в руки пистолет или нож, начинают проявлять чудеса меткости и валить врагов пачками. И вообще, огнестрельное оружие в России – роскошь. Сосчитайте, сколько у вас знакомых держит дома пистолеты или ружья. Думаю, немного наберётся. 
И да, рассказ не боди-хоррорный, увы. 

«Верни, что взял!»

«Грудь разрывало от учащённого сердцебиения, горло сдавливали невидимые (но сильные!) пальцы, глаза вылезали из орбит». // Вот хорошо, что уточнили. Невидимые, но, тем не менее, сильные. Следует заметить, недостаточно сильные, чтобы расплющить кадык, да и не задохнулся Сергей. Но зато невидимые – профит! 
«Сделав три маленьких глотка, Сергей отставил воду и громко выдохнул». // Тоже важно, что именно три, а не четыре или даже пять. Бог троицу любит, а два – к смерти. Чур! 
«Словно в подтверждение зажурчал желудок, заставив невольно взглянуть (через приоткрытую дверь спальни) в сторону туалета». // А ведь в туалет можно и через слив в унитазе выглянуть. Или из зеркала, по ту сторону реальности. Ну, мало ли… Вдруг что подумают. Тоже надо уточнить)) 
«Похоронный марш – олицетворение скорби и печали, должный вызывать слёзы и невосполнимую боль утраты, в сравнении с ТОЙ мелодией, всего лишь жалкие потуги баянистов-куплетистов на фоне Heavy Metal Groups1, «рубящих» на Marshal2». // Я думал, что цифры – это, соответственно, название сборника и номер модели гитары. Оказалось, это сноски. Видимо, не сохранились при форматировании. 
«Гул, свист и intolerabilis4 скрипы слились в адскую какофонию, чем создавали мощное колебание волн, пронизывающих тело насквозь». // Латинское слово, как гласит сноска, означает «невыносимый». Я понимаю, такого слова не было бы в русском языке. Но оно есть, тогда зачем латынь? Этот рассказ intolerabilis. Не беру. 

«Внутри меня»

«– Что сидишь, разложился? Иди, мне ужин готовить надо». // Наверное, имелось в виду «разлёгся». 
Рассказ цепляет, хоть и есть недочёты. Как начинаешь читать, так и не оторваться уже до самого конца. Но а) не соответствует он тематике, б) финал оборван. Ожидаешь какого-то интересного поворота или продолжения сюжета, а заканчивается арестом матери. Продолжить бы, ведь написано вполне сносно. 

«Вожделенное тело»

Две девушки отправляются в клуб, чтобы покушать, а заодно и посмотреть на местных танцоров. Одна из подружек выпивает коктейль, а когда позже возвращается домой и ложится спать, «вещества перестраивают её внутренние органы». На следующий вечер Лена вновь отправляется в клуб, где увлекается танцем, теряет голову, а когда приходит в себя, обнаруживает, что кто-то раздел её догола, а вокруг лежат пятеро обнажённых мужчин. 
«В местах, где мужчины стояли с боков, из тела Лены начала выделяться прозрачная жидкость. Члены продолжали натирать, кожа в местах прикосновения постепенно покраснела, набухла, треснула и раскрылась четырьмя новыми влагалищами с тёплыми стенками, пульсирующими свежей кровью. Сформировавшиеся за ночь полости были готовы, Лена кивнула, приглашая мужчин войти. 
Бывшие танцоры действовали синхронно, раздвигая внутренние органы, но не причиняя боли. Чувствовалось, как члены мужчин, стоявших ближе к ногам, проходили рядом с кольцами кишок, едва ли не встречаясь концами, как те двое, что ближе к рукам, сквозь рёбра сминали шарики лёгких, задевая колотящееся сердце. Девушка слегка подрагивала, глаза от удовольствия остекленели, с уголка рта потекла слюна». // Ну что сказать, мощно. Фантазия у автора работает)) Анимешка какая-то в голове рисуется. Только вот концовка оборвана. Да и более интересного финала хочется. Понятно, что родится пятеро детей, понятно, что они будут непохожи на людей. Но… и всё? Банальное уничтожение человеческой расы? И кто вообще эти «танцоры» - инопланетяне, мутанты, плоды чьих-то экспериментов? Тот случай, когда нужны объяснения. 

«Всадники»

«Василий Мартынов планировал управиться за десять минут». // Наконец-то кто-то герою фамилию дал, а не только имя. 
Задумка такова: в один миг все водители сходят с ума, садятся за рули своих автомобилей и мотоциклов, и начинают давить пешеходов. Идея классная, такой не припомню ещё. Но вот отправлять этот рассказ надо было на отбор в ССК, здесь-то он что забыл?

«Всё по закону»

Не беру. Не понравился рассказ.

ИТОГИ

Победителями стали следующие рассказы:

  1. Homo Sylvanus (Виктор Глебов)
  2. Каркас для слабака (Звягин Ин)
  3. Ловец жемчуга (Николай Романов)
  4. Ночь уродов настанет! (Александр Дедов)
  5. Поезд следует без остановок (Виктор Глебов)
  6. Рыба, способная проглотить лодку (Дмитрий Костюкевич)
  7. Шестой зуб (Мария Иванова)
  8. Вывихнутый (Мария Иванова)
  9. История двух писателей (Руслан Лютенко)
  10. Катакомбы (Валерий Тищенко)

-- Авторов прошу написать мне в личку, дабы сообщить мне имена-фамилии, а заодно прислать фотографии. И да, наберитесь терпения, я делаю аудиорассказы в режиме слоу-мо.

-- Всем спасибо.

html
Наверх