Интервью Евгения Шикова

В конце января мы летали в космос на конкурсе "Чужой космос". Жуткое ощущение, чернота, кошмар и беспокойный ужас. Евгений Шиков победил на конкурсе с замечательным рассказом "Фантом". Мы взяли у него интервью.


Какие три книги взяли бы с собой на орбиту?

-- Доверился бы случаю. Сложил бы штук 100 любимых, и вытянул три наугад. Иначе потом бы спрашивали «А почему ты не взял вот эту книгу? Тебе она что, не нравится? Ты на орбите был, мог бы взять, если она твоя любимая!» И не придётся переживать, что не ту взял, размышлять неделями, «ах вот бы выбрал Чехова!» Попались эти три – значит, судьба такая – и у них, и у меня. Может быть, даже нашёл бы какие-то знаки и скрытые символы в том, что мне судьба определила мне взять на орбиту какую-нибудь «Пеппи Длинный Чулок». 

Для первого контакта с землянами пришельцы, все как один, примут облик известного литературного персонажа… Пофантазируйте – какого? Предложите два варианта: протагониста и антагониста. 

-- Если бы я был Верховным Трутнем армии захватчиков, я бы послал на землю рой персонажей из Кафки, без разницы каких. Безликие, тихие, безропотные, работящие, серые прохожие. Глупые земляне ничего бы и не заметили вплоть до того момента, пока моя армия не наберётся опыта, узнает все слабые места и будет готова атаковать изнутри. Чёрт, да может быть, они уже это сделали, почём нам знать?

А если бы хотел, чтобы земляне меня полюбили, выпустил пару миллионов Соней Мармеладовых. Они бы ходили по Земле, заглядывали бы людям в глаза и молчали, а люди становились бы лучше. Да и какая армия согласилась бы стрелять в толпу Соней Мармеладовых?

Что предпочтительней: невесомость достигнутого или вакуум возможного?

-- Всегда приятно рисовать рассказ в голове и мечтать о том, какой он получится. Пока он гибкий и вьётся во все стороны, создаётся впечатление его невероятной глубины и множества подсмыслов, подтекстов, намёков. Когда всё это переносится в текст, иногда получается и правда очень здорово, завершённость придаёт ему очертания, наделяет весом и существенностью, но тогда же он и перестаёт виться, трепетать под взглядом. Хорошо ли, когда пар оседает во влагу, или замерзает ручей? Рамки жёстче, лёгкости меньше, но это просто ещё одно состояние идей. Также и с любой возможностью – она прекрасна, пока не обретёт плоть, пока выбор не будет сделан – но тогда в ней появляется другая красота, красота завершённости. Нам всем нравится чувство влюблённости, трепет и волнение первых встреч и тихого желания  – но мы же всё равно отказываемся от них в один миг, ради завершённости, облачения чувства в новую форму, и наслаждаемся уже другим уровнем любви, зная, однако, что вернуть обратно первые впечатления уже не получится. Останавливает ли нас это? Скорее подстёгивает. Я был из тех, кто в детстве лопал шарик, когда уставал с ним играться. Мне очень нравился звук. Хотя и шарик до этого мне тоже очень нравился.

Я, надеюсь, достаточно путано объясняю?

Поделитесь ощущениями, которые возникали по ходу конкурса «Чужой космос». Не возникало ли желания послать критиков и организаторов на одну из планет Солнечной систему, и, если да, то на какую?

-- Нет, мне с критиками повезло. А может, наоборот – не повезло. В основном, были хвалебные отзывы. Была и пара дельных замечаний. Несколько раз хотелось пожёстче ответить авторам, которые вступали в диалог со мной, но потом я вспоминал, что здесь анонимность. Тогда я решил – если после снятия анонимности у меня ещё останется желание высказаться, я зайду в тему рассказа и выскажусь. Но, конечно, я забывал об этих рассказах уже через пару дней. В том и беда плохих текстов – они мгновенно вылетают из памяти, и с этим ничего не поделаешь. Для того, чтобы спорить и обсуждать, надо помнить рассказ, а для этого надо перечитывать. Зачем это делать, если он не «зашёл» сразу? Я, кстати, поэтому немного комплексую, когда мне говорят «Вот, перечитал ваш рассказ, хочу добавить…» Сразу в голове «А зачем перечитывал? Значит, не понял. Или вообще забыл, о чём он, пришлось ещё раз». И представляю, что вот садится такой усатый седой дядя в очках, после восьми пар с тупыми студентами филфака, смотрит на часы «эх-х-х, ну, часик от сна урву, пожалуй, напишу что-нибудь этому автору, ведь он ждёт… а о чём там этот рассказ его? Придётся ещё раз читать… Эххх, 12 страниц, ну что поделать, что поделать…» 

Так что, критикам я могу разве что чаю предложить. С мёдом. За то, что читали, за то, что сказали. А отсылать на какую-то планету их страшно. Вдруг им там понравится, и они не вернутся.

Какой актёрский состав видите в экранизации рассказа «Фантом»?

-- Ну, учитывая, что я вдохновлялся, в том числе, фильмом «Погребённый заживо», у меня в голове был Райан Рейнольдс, честно скажу. Его напарника я представлял как молодого Кан-Хо Сонга, из начала нулевых. Только так)

Расскажите об идеях ещё ненаписанных произведений, которые ждут пробуждения в камере криоконсервации.

-- У меня пока нет недостатка в идеях. Лезут изо всех щелей. Говорят, это такой бонус молодости. Ильф и Петров советовали записывать всё, а то потом идеи иссякнут, и будешь по кругу гонять одно и то же. Но я пока не могу. Если я их запишу – с ними же потом надо будет что-то делать, верно?

Думал написать про вирус патриотизма. Который пробуждает в человеке генетическую память, всё то лучшее, что помогало выживать предкам. Но оказывается, что выживать большинству помогала не честь и доброта, а подлость и жестокость. И главные герои-отщепенцы, чьи добрые предки выжили лишь благодаря случаю, отбиваются от множества зомби-патриотов, чьи предки веками доносили, предавали и убивали, чтобы выжить. 

Была ещё идея про школьного стрелка, про мальчика, которого гнобят в школе и он приносит оружие на занятие и устраивает кровавую баню. Только школа волшебная, вроде Хогвартса. А вместо оружия – стрёмный артефакт. Урок зельеварения, дверь открывается, и худой очкарик-сирота взрывает голову преподавателю, который над ним издевался, а затем начинает сжигать вопящих одноклассников, идёт на лётное поле, убивает девушек из группы поддержки и тренера, и дальше, дальше, дальше, пока его подруга-зубрила, рыдая, не забивает его до смерти магическим шаром, а он шепчет «давай, сделай… сделай меня волшебником навсегда… надо просто правильно взмахнуть руко…ХРЯСЬ!» Много идей, короче, пишу то, что, как мне кажется, смогу потянуть в данный момент. 

«Омон Ра» Пелевина или «Солярис» Лема? Обоснуйте. 

-- «Омон Ра» Пелевина. Потому что «Солярис» я не читал. Вот такой вот я фантаст. И «Футурологический конгресс» не читал. Только рассказы у Лема читал, все почти. А до крупного так и не добрался. Думал – ну не смертельно, не будут же меня где-нибудь спрашивать «А читал ли ты «Солярис» Лема»? А вот поди ж ты. Теперь стыдно. 

Ненавистная вещь, явление, место, в которое не грех шарахнуть метеоритом?

-- Пару лет назад сказал бы адрес бывшей. И подсветил бы ещё сигнальными огнями, для метеорита. Сейчас даже и не знаю. Наверное, если можно было бы, вытащил некоторые воспоминания из своей головы, поступки и фразы, положил на камешек – и пускай туда бабахает. Но тогда, наверное, по законам всех подобных историй, я бы вновь совершил всё тоже самое, только в разы хуже? Тогда не надо. Вот один товарищ мне денег должен и не отдаёт. Пускай метеорит рядом с ним бухнется. Не на него, а рядом, чтобы взрывной волной отбросило. И когда он поднимется, весь в асфальтовой крошке, то прочтёт на каменюке: «Я тебя пожалел – и ты меня пожалей! Мне компьютер рабочий собирать надо, а ты трубку не берёшь!» И он всё сразу бы понял. Вот тогда заживу.

Сидя в ЦУП, пожелайте что-нибудь молодым «квазаравцам»?

-- Писать, много и часто. Участвовать везде, где только можно. Не стесняться своего мнения и своего взгляда. Делать так, чтобы получалось круто – для самого себя. Что вот тебе нравится, что бы ты сам с удовольствием читнул в метро и потом ещё другу рассказал сюжет и как там всё круто. И не бояться критики, отделять рассказ от самого себя. 

(Место для вопроса, которые вы надеялись услышать, но не услышали; задайте его себе сами и ответьте)

-- Самый крутой рассказ, который встречался на сетевых конкурсах?

-- «Убийство Девочки-Оленя» Рахметова. До сих пор удивляюсь, как просто и практически без усилий этот писатель может выделиться из остального потока текстов. Чертовски хорошая вещь. Чертовски хороший автор. 

html
Наверх