Интервью Яна Бадевского

На прошедшем в середине лета 2017 года конкурсе "Мальчишки" победил его рассказ "Пиктограммы". Конкурс проходил под наблюдением журнала "Мир фантастики", которому его рассказ "Пиктограммы" тоже понравился. Мы с рады также, что он согласился опубликовать свой рассказ "Пиктограммы" в наших сборниках "Избранные" и "Лучшие". Рассказ "Пиктограммы" занял на конкурсе столько же первых мест, сколько он упоминается в этом коротком вступлении. Его автор отвечает на наши вопросы, однако он совсем не тот, за кого себя выдаёт. Хм... 




Что вы знаете о детстве «Квазара»?

– Стыдно признаться, но ничего. Я сравнительно недавно зарегистрировался на сайте и успел поучаствовать лишь в трех конкурсах. Гугл не помог, так что гореть мне в аду)

Какое из последних произведений заставило вас смеяться? Почему?

– Осмыслил этот вопрос и с ужасом понял, что я жутко мрачный тип. Всё, что я прочитал за последние годы, улыбки не вызывает. Киберпанк, антиутопии, жесткая НФ и суровая фэнтези… Решил копнуть глубже. Вспомнились «Координаты чудес» Шекли, «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса и «Звездные дневники Ийона Тихого» Лема. Пожалуй, все эти вещи объединяет одно – это космическая фантастика с изрядной примесью сатиры. Кривое зеркало, в котором отражается наше современное общество. Думаю, мне нравятся такие тексты. Умные, жесткие, со смыслом. И невероятно смешные!

Качества, которыми должен обладать настоящий враг? Друг?

– Настоящий враг должен быть достойным противником. Если он слаб, вызывает презрение или в чем-то вам уступает, это неправильно. Это скучно и вредно для развития личности. Слабые враги – верный путь к деградации. Еще лучше, когда враг сильнее тебя. Чтобы победить, нужно сломать в себе определенные барьеры, модифицироваться. Что же касается друга… Когда я думаю о настоящей дружбе, мысленно переношусь в пространство «Властелина колец». Там показаны разные грани дружбы. Но возьмите, к примеру, Сэма. Этот парень не оставил Фродо даже в тот момент, когда его прогнали. Быть отвергнутым другом и сохранить в себе желание умереть за него, если потребуется… Не думаю, что сейчас такое возможно. Мы живем в прагматичном мире.

На экранизацию рассказа «Пиктограммы» претендуют компания «DreamWorks», не гарантирующая полный перенос сюжета на экран, а также независимая компания, приглашающая вас в качестве сценариста… кому продадите права?

– Это вообще не вопрос. Конечно, «DreamWorks». Бабло побеждает зло. Конечно, я мог бы долго и пространно рассуждать о независимом кино, его прелестях, романтике и продажности некоторых авторов. А вот я типа не такой. Такой. И вы такие. А если серьезно, то я бы рассматривал экранизацию еще и как важную веху продвижения. Путь к творческой свободе. Ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя. Взять, к примеру, Стивена Кинга. Человек столько зарабатывает, что нам и не снилось. Но вот он берет и выставляет свою очередную книгу за доллар на онлайн-площадке. Миллион скачиваний. Это апофеоз творческой свободы, человеку даже издатель не нужен. Он не боится делать такие вещи. Потому что теперь имя работает на него.

Во что вы верили в начале творчества? Откуда черпали силы и вдохновение?

– В начале творчества я считал, что достаточно написать хорошую книгу, чтобы издатели схватили ее с руками и ногами. На сегодняшний день этого недостаточно. Теперь я верю в продвижение, а не в литературу. Думаю, можно писать хорошие вещи и занять свою нишу. Пусть скромную, но зато без компромиссов с собственной совестью. Отсюда и черпаю вдохновение. Знаете, Лем издавался в СССР миллионными тиражами. Сейчас в это сложно поверить. Хочу, чтобы мир был не таким, как в «Пиктограммах».

С какими авторами хотели бы оказаться под обложкой антологии?

– С Лукьяненко и Олди. А еще – с Громовым. Наверное, с Амнуэлем. C Крапивиным и Стругацкими. Наверное, с Пеховым и Кагановым. Вряд ли я оригинален в своих предпочтениях.

Идеальное детство – оно какое?

– Советское. Без гаджетов, современной образовательной системы и социальных сетей. Мне нравится детство Брэдбери и Крапивина, Булычева и Столярова. Я хотел бы жить в Гринтауне, штат Иллинойс. Я хотел бы жить в Великом Гусляре. Я точно знаю, каким не хотел бы видеть детство. Если забыть о крайностях (дома-интернаты, родители-алкоголики), то вот вам пример. Поднимаюсь по лестнице у себя в подъезде, вижу компанию детей. Им, наверное, лет по 10-11. Человек пять, сидят на ступеньках, у каждого в руках смартфон. Гробовое молчание. Они выключены из реальности. Лето в разгаре, а они сидят в мрачном подъезде, уткнувшись в крохотные экранчики. Где велосипеды? Где беготня по улицам, мяч, вопли, разбитые окна соседей? Где дача, речка, восхождение на грушу или вишню, строительство домика на ветках? Нет, это неправильное детство. Вообще, детство формируют наши родители. Если они нас любили, детство было хорошим. Разным, но неизменно хорошим, в которое хочется вернуться. И теперь перед нами стоит задача сделать то же самое для своих детей. Передай добро по кругу.

Что для вас критика – кислота, выплеснутая на писательское самолюбие, или помощь со стороны?

– Ни то, ни другое. Любая критика субъективна. Качество текста – вопрос вкуса. Я помню отзыв на Фантлабе, где читатель критиковал мой роман «Мастер ножей». Процитирую фрагмент отзыва: «Мало сражений, драк и убийств». Вы понимаете, для человека это главный критерий отбора. Можно ли назвать такую «критику» помощью со стороны? Сомневаюсь. На «Квазаре» веселее, тут есть вдумчивые разборы. Ты не всегда соглашаешься с мнением коллег, но иногда находишь для себя новые ракурсы. Это имеет смысл. Но опять же – это не истина в последней инстанции.

Составьте ТОП удовольствий, связанных с чтением книг.

– Что ж, попробую.

  1. Погружение. Здесь я говорю о проникновении в мир, нарисованный чужой фантазией. Это круче вирта или дополненной реальности, потому что работает наше воображение. 
  2. Дружба. Хорошая книга дарит вам «одноразовых друзей», как сказал бы Джек из «Бойцовского клуба». Вы живете рядом с ними, волнуетесь за их судьбу, хмуритесь, когда у них что-то не так. Это временное явление, ведь сюжет не бесконечен. Но это здорово. 
  3. Текст. Я люблю качественную прозу. Форма тоже имеет значение. И если текст хороший, я могу перечитывать понравившийся кусок несколько раз. 
  4. Фактура. Сначала думал написать про шуршание страниц. Но многие ридеры сейас способны имитировать этот звук. А вот фактура… нет, ее не подделаешь. А еще запах, но это уже другая история. 
  5. Предчувствие. Я беру в руки книгу, читаю первый абзац и понимаю, что это моё. С этого момента начинается предчувствие качественного текста. Допустим, вы ощущаете, как мама готовит что-то вкусное на кухне. Улавливаете этот аромат. Вот я об этом.

Уверены, что на вышепоставленные вопросы отвечали именно вы?

– Этот вопрос сложнее, чем кажется. Я воздержусь от ответа на него.

html
Наверх